На главную

Комментарии

анонимно

Е. Шварц " Сказка о потерянном времени"


Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем  классе  че-
тырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и  по
арифметике, и даже по пению.
   - Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй  вас  всех
догоню.
   А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да  отс-
тавал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все "успею" да "успею".
   И вот однажды пришел Петя Зубов в школу,  как  всегда  с  опозданием.
Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
   - Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
   А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
   - Кто меня зовет?
   - Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.
   - А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? - спрашивает тетя  На-
таша.
   - А я и сам удивляюсь, - отвечает Петя. - Вдруг охрип ни с того ни  с
сего.
   Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:
   - Ой!
   Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
   - Тетя Наташа, что с вами?
   - Как что? - отвечает тетя Наташа. - Вы говорили, что вы Петя  Зубов,
а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
   - Какой же я дедушка? -  спрашивает  мальчик.  -  Я  -  Петя,  ученик
третьего класса.
   - Да вы посмотрите в зеркало! - говорит тетя Наташа.
   Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.  Увидел  Петя  Зубов,  что
превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него  ок-
ладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.
   Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
   Крикнул он басом:
   - Мама! - и выбежал прочь из школы.
   Бежит и думает:
   "Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало".
   Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
   Мама открыла ему дверь.
   Смотрит она на Петю и молчит. И Петя  молчит  тоже.  Стоит,  выставив
свою седую бороду, и чуть не плачет.
   - Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.
   - Ты меня не узнаешь? - прошептал Петя.
   - Простите, нет, - ответила мама.
   Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.
   Идет он и думает:
   - Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни  внуков,
ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие  старики  -
те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен,
когда всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут  -
ведь я всего только три года работал. Да и как работал - на двойки да на
тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем
же все это кончится?
   Так Петя думал и шагал, шагал и думал - и сам не заметил,  как  вышел
за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.
   "Хорошо бы отдохнуть", - подумал Петя и вдруг увидел, что в  стороне,
за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик - хозяев нет. Стоит
посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа.  Вокруг  стола  -
четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.
   Лег Петя в сено, зарылся в  него  поглубже,  согрелся,  поплакал  ти-
хонько, утер слезы бородой и уснул.
   Просыпается Петя - в комнате  светло,  керосиновая  лампа  горит  под
стеклом. А вокруг стола сидят ребята  -  два  мальчика  и  две  девочки.
Большие окованные медью счеты лежат перед ними. Ребята считают и  бормо-
чут.
   - Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три... Это  вам,  Сергей
Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа  Васильев-
на, а это ваши, Пантелей Захарович.
   Что это за ребята? Почему они такие хмурые?  Почему  кряхтят  они,  и
охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга  по
имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой  лесной  из-
бушке?
   Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно  ему  стало
от того, что услышал он.
   Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели  за
столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете:  человек,  который
понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники
разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот
поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух  дево-
чек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не
заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как старе-
ет. А время, потерянное ребятами, - забрали  волшебники  себе.  И  стали
волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками.
   Как быть?
   Что делать?
   Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?
   Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать  счеты  в  стол,  но
Сергей Владимирович, главный из них, не позволил. Взял он счеты и  подо-
шел к ходикам.
   Покрутил стрелки, подергал гири,  послушал,  как  тикает  маятник,  и
опять защелкал на счетах.
   Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали  ходики  полночь.
Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и еще  раз  проверил,  сколько
получилось у него.
   Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:
   - Господа волшебники! Знайте - ребята, которых мы превратили  сегодня
в стариков, еще могут помолодеть.
   - Как? - воскликнули волшебники.
   - Сейчас скажу, - ответил Сергей Владимирович.
   Он вышел на цыпочках из домика, обошел его  кругом,  вернулся,  запер
дверь на задвижку и поворошил сено палкой.
   Петя Зубов замер как мышка.
   Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети.
Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:
   - К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спас-
тись человек. Если ребята, которых мы  превратили  в  стариков,  разыщут
завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и по-
вернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то  дети  снова
станут детьми, а мы погибнем.
   Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:
   - Откуда им все это узнать?
   А Пантелей Захарович проворчал:
   - Не придут они сюда к двенадцати часам  ночи.  Хоть  на  минуту,  да
опоздают?
   А Марфа Васильевна пробормотала:
   - Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не
сумеют, сразу собьются.
   - Так-то оно так, - ответил Сергей Владимирович. -  А  все-таки  пока
что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки
- нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего  время  терять  -
идем на работу.
   И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но  при  этом
кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
   Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И,
не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, пом-
чался в город искать стариков-школьников.
   Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на  улицах,  только
милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые
трамваи. И увидел наконец Петя Зубов - идет не спеша по улице старушка с
большой корзинкой.
   Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:
   - Скажите, пожалуйста, бабушка, - вы не школьница?
   - Что, что? - спросила старушка сурово.
   - Вы не третьеклассница? - прошептал Петя робко.
   А старушка как застучит ногами да как замахнется на  Петю  корзинкой.
Еле Петя ноги унес. Отдышался он немного - дальше  пошел.  А  город  уже
совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут  грузо-
вики - скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на  желез-
ную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешехо-
ды не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько  раз  видел
все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не  ус-
петь, опоздать, отстать.
   Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего  не  нахо-
дит. Бегут по улицам старики, но сразу видно -  настоящие,  не  третьек-
лассники.
   Вот старик с портфелем. Наверное, учитель.  Вот  старик  с  ведром  и
кистью - это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине  ста-
рик - начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда  в  жизни
не терял времени понапрасну.
   Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей,  нет  как  нет.
Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не  успел,  ни
на что не годен, никому не нужен.
   Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку от-
дохнуть.
   И вдруг вскочил.
   Увидел он - сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.
   Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
   - Подожду! - сказал он сам себе. - Посмотрю, что  она  дальше  делать
будет.
   А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из
одного кармана газету, а из другого кусок ситного с  изюмом.  Развернула
старушка газету, - Петя ахнул от радости:  ""Пионерская  правда"!"  -  и
принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый  ситный  не
трогает.
   Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то уви-
дала в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь  из
детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
   Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно  пла-
точком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в "трешки".
   Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
   - Бабушка! Честное слово, вы школьница!
   Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
   - Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы  кто
такой?
   Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они  за  руки,  побежали
искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во
второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает  старуш-
ка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке,  гоняет
камешек.
   Бросились Петя и Маруся к ней.
   - Бабушка! Вы школьница?
   - Школьница, - отвечает старушка. - Ученица третьего класса  Наденька
Соколова. А вы кто такие?
   Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки,
побежали искать последнего своего товарища.
   Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики  -
и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детское кино, и в Дом  За-
нимательной Науки, - пропал мальчик, да и только.
   А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних  этажах  домов  зажегся
свет. Кончается день. Что делать? Неужели все пропало?
   Вдруг Маруся закричала:
   - Смотрите! Смотрите!
   Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай,  девятый
номер. А на "колбасе" вистстаричок. Шапка лихо надвинута на ухо,  борода
развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его  ищут,  с
ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
   Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на  пе-
рекрестке красный огонь, остановился трамвай.
   Схватили ребята "колбасника" за полы, оторвали от "колбасы".
   - Ты школьник? - спрашивают.
   - А как же? - отвечает он. - Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам
чего?
   Рассказали ему ребята, кто они такие.
   Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и  пое-
хали за город к лесу.
   Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают  на-
шим старикам место:
   - Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.
   Смутились старики, покраснели и отказались.
   А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят ста-
риков, уговаривают:
   - Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сиди-
те теперь, отдыхайте.
   Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики - и  в
чащу бегом.
   Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.
   Наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, споты-
каются, а дороги не находят.
   - Ах время, время! - говорит Петя. - Бежит оно, бежит. Я вчера не за-
метил дороги обратно к домику - боялся время потерять.  А  теперь  вижу,
что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
   Совсем выбились из сил старички. Но,  на  их  счастье,  подул  ветер,
очистилось небо от туч, и засияла на небе полная луна.
   Влез Петя Зубов на березу и увидел - вон он, домик, в двух шагах  бе-
леют его стены, светятся окна среди густых елок.
   Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
   - Тише! Ни слова! За мной!
   Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.
   Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на  се-
не, берегут украденное время.
   - Они спят! - сказала Маруся.
   - Тише! - прошептал Петя.
   Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты
двенадцать встали они у часов. Ровно в  полночь  протянул  Петя  руку  к
стрелкам и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево.
   С криком вскочили волшебники, но не смогли двинуться с места. Стоят и
растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы
заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.
   - Поднимите меня, - закричал Петя. - Я делаюсь маленьким, я не достаю
до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
   Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебни-
ки стали дряхлыми, сгорблеимыми старичками. Все  ближе  пригибало  их  к
земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и  последнем
обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и  не
было на свете.
   Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от  радости.  Они  снова
стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
   Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет вре-
мя, сам не замечает, как стареет.
,

← Вернуться к журналу «Ангел»

Комментарии

Новый комментарий

Скрытое сообщение