На главную

Комментарии

анонимно

Перемены



И цзин - позднее название китайского трактата, философского, пророческого и всякого, каким его захотят увидеть. В древнейших источниках он называется просто "И" - "Перемены". Но в переводе на русский теряется часть смысла, заключенного в иероглифе. В его верхней части стоит "жи" - "солнце", в нижней - "юэ", символизирующий луну. Если иероглиф повернуть против часовой так, чтобы слева стояло солнце, а справа луна получим "мин", означающий свет, разумную просветленность, просвещение. Получаем, что "И" означает световое, энергетическое, пространственное и временное чередование солнца и луны, вызывающее духовную просветленность, обозначаемую понятием "Дэ".

Конфуций об этом сказал так: "Поднебесная как мыслит, как думает? Поднебесная приходит к одному результату, идя разными путями, единство достигается множеством различных мнений.
Поднебесная как мыслит, как думает? Солнце уходит - Луна приходит, Луна уходит - Солнце приходит. Солнце и Луна друг друга подталкивают, и просветленность рождается...
Преисполнись истинном смыслом справедливости, входя в сферу духа, и тогда приступай к действию. Действуй с пользой, сохраняя спокойствие, и тогда возвысишь Дэ. Приход в любом случае сменяется уходом, сверх этого нет ничего, что нужно было бы знать. Исчерпание духа и понимание происходящих изменений - вот полнота Дэ".

Тут было много страшных букавак. В книге описана система, в которой каждый элемент, в каком бы состоянии он не находился - на пути к гармонии. Пока не перестанет двигаться. А еще, что каждое из этих состояний имеет право на существование и хорошо само по себе. Банально, да? И прекрасно, что все разные и что придут к одному. Вообще книга наполняет вселенским покоем, терпением и пофигизмом. Как и многое другое в восточной культуре, в противоположность агрессивной европейской... толерантность от медицинского термина, означающего неспособность клеток вырабатывать антитела и прочее в том же духе. Что мне ближе - честно, не знаю. Но стараюсь ползти на восток :)

бонус

Про баб, управляющих мужиками

Шучу. Про гексаграммы И Цзин, где единственная иньская черта “управляет” пятью янскими.

(Это закон И Цзин: единственная черта гексаграммы является “главной”, “правящей” остальными. Таких гексаграмм 12.)

Итак, первая из них – 44-я, которая называется “Перечение” (я ее называл “Анима”, а потом стал называть “Амазонка”). ”Женщины сила, не надо брать жену”. Я ее достаточно изучил, потому что она выпадала мне последние полгода постоянно (а я постоянно ее не узнавал). Вообще воинственных женщин я много видел последнее время, уж не знаю почему. В этой позиции “инь” управляет “яном” из самой, похоже, неблагоприятной позиции, первой, нижней, самой грубой. Это позиция самая низменная, и потому самая угнетенная. Это то, что я болезненно вижу в мире: женщины ведут себя как мстители, и сила этой мести не пропорциональна реальным ударам, она как будто питается из иного источника; и источник этот, кажется, в основном в прошлом, во всей хамской истории европейского и азиатского патриархата. Теперь идет реакция, и конца-краю ей не видать. Так, о чем это я: это гексаграмма движения “супротив”, “назло”, и один из центральных ее образов – “тощая свинья непременно будет рваться с привязи”, а потом – “у кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом”. Это мне и вправду напоминает историю “освобожденной” от мужчины женщины, простите за китайский образный ряд. Пятая (самая благоприятная) черта говорит вполне образами Домостроя: “Ивой покрыта тыква/ Затаи свой блеск, и будет тебе ниспослано с неба.”

Когда единственная иньская черта находится на второй позиции, дело уже становится гораздо веселее. ак называется эта гексаграмма? – “Единомышленники или Родня”, № 13. (Я назвал ее “Союзники”.) Опять же, этот образ прекрасно ложится на отношения мужчин и женщин – те, кто устал от взаимных войн, чаще всего находит развитие как раз на пути союзничества. Эта гексаграмма, кстати, выразительно начинается с “Единомышленники находятся на пустоши”, и полна она образами “скрытого оружия в зарослях” или “не решайся на атаку, поднявшись на городской вал”. Что это? – это отказ от войны, даже в благоприятных для войны ситуациях. Женщина отказывается “бить” мужчину. Пятая черта: “Великие войска побеждены, и будет встреча”. Красиво и понятно, правда? – побеждены и те войска, и эти, и на смену “возгласов и воплей” приходит “смех”.

Переходим дальше – инь управляет яном из третьей позиции. “Наступление”, гексаграмма 10. Центральный образ – “Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого”. Здесь женщина управляет мужчиной тайно, искусно. Причем указано, что она это может делать только если ее позиция не однобока: “И одноглазый может видеть, и одноногий может наступать. Но если так наступить на хвост тигра, то он укусит этого человека.” Унее должны быть “два глаза” и “две ноги” – как минимум двоякое, а то и цельное видение и действие. То есть она исходит не из “одной” позиции (чисто своей), а как минимум из “двух” (например, своей и мужа).

Далее, единственный инь в четвертой позиции. “Воспитание малым”, № 9. Название очевидное: “малое” – это во многом как раз иньское, “женское”. Она странная, в ней “муж и жена отвращают взоры”. По-моему, по разным чертам она описывает ситуацию месячных, когда женщина должна отойти от мужчины, вопреки своим или его желаниям.

Инь на пятой позиции дает гексаграмму 14, “Обладание великим”. Опять понятно: “великое” – это янское, мужское. Она очень благоприятная. В ней описан такой образ: “Большая колесница – для того, чтобы ее нагрузить. Ей есть куда отправиться.” Что эта колесница – мужчина ли, семья? Это довольно “царственная” гексаграмма, про “князей” и “сыновей неба”, “будь общителен и строг” и все такое. Женщина в такой позиции – королева. (Хотя И Цзин все равно советует: “Отрицай свою пышность”.)

И, наконец, инь наверху образует гексаграмму 43: “Выход”. Она начинается с того, что “Поднимешься до царского двора” – это то, о чем мечтала старуха в сказке про “Золотую рыбку”. Как обычно в И Цзин, шестая позиция означает конец ситуации или переразвитие, а это обычно неблагоприятно. Здесь инь уходит от яна, и книга несколько раз говорит об одиночестве и ответственности за себя, типа “Если будет опасность, говори от своего города”. Повторяется образ, который мы видели в самом начале: “У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом”. — войны мы начинали, войной заканчиваем: “В сумерках и ночью будет действие оружия”. —обственно, поэтому и “Выход” – описывается ситуация, из которой надо линять, и сам процесс ухода.

Конечно, большинству моих читателей пофиг китайские гексаграммы и их внутренняя логика. Но управление мужским так желанно женщинам, но матриархат завоевывает позиции, в женско-мужских войнах погибает больше нервных клеток, чем их есть в головном мозге среднего россиянина, и так далее. Так чтоб вы знали.

источник

,

← Вернуться к журналу «Корица»

Комментарии

  • страшные букавки множаца на глазах)
    МЗ спасибо :)

  • Дизайн зачотен! )

  • Тут было много страшных букавак (с)

Новый комментарий

Скрытое сообщение