"А в Подмосковье ловятся лещи..."
Вступление
Меньше недели назад мы с Танькой вернулись из довольно насыщенного отпуска. Планировали мы его достаточно долго и упорно, спорили, куда поехать, выбирали отели, искали путеводители с маршрутами. Поскольку баба самоотверженно согласилась посидеть с Саньком во время нашего отсутствия, мы были более-менее вольны в плане географии, но ограничены по времени путешествия. Из тюленяче-пляжного отдыха и безумно-гоночным культурным туризмом победил второй и мы начали планировать наше путешествие в бенилюкс.
Вырисовывалось все так: прилетаем в Амстердам, там носимся 3 дня, потом на арендованной машине доезжаем до Бельгии (с заездом в Антверпен), потом ночуем в отеле в Брюсселе (авто на гостиничной парковке), на следующий день едем в Брюгге и Гент, вечером сдаем авто, следующий день мотаемся по Брюсселю, на следующий вылетаем домой. Как показала практика, мы угадали все правильно. Амстердаму следует уделять основное время, в Антверпене классный зоопарк и набережная, Брюгге и Гент вполне достойны внимания, но по полдня вполне достаточно, чтобы в них окунуться, Брюсселю вполне хватит и дня, т.к. город достаточно современный и, на наш вкус, понравился нам меньше предыдущих.
Но, обо всем (по-порядку...)
Поехали!
Повествование будет вестись в формате описания фоток с небольшими лирическими отступлениями:
Про велики
Почти в каждом нашем путешествии мы придумываем себе тему для серии фотографий, чтобы потом можно было объединить по общему принципу. Так, в Чехии меня потографировали на фоне меленьких дверей, порой не доходящих мне до подбородка, в Италии - в компании малюсек Fiat 500, коих там в изобилии (кстати, я так до сих пор и не собрался про них написать). Амстердам - город велосипедов и велосипедистов. Этот вид транспорта преобладает над всеми остальными, посему, городская инфраструктура подстроена именно под них, а не под пешеходов или автомобилистов. Стоит ли говорить, что велосипедные дорожки (по качеству значительно лучше, чем большинство дорог в Саратове) там есть везде. Причем, если сравнивать их с тротуаром, последний явно проиграет им по ширине и чистоте. Посему, мы решили фотографировать всякие веселые велосипеды, которые владельцы оставляют прямо на улицах.
Довольно часто на улицах встречаются и разного рода скутеры и мотороллеры типа Vespa, которым разрешено ездить по велосипедным дорожкам.
Велосипед здесь настолько плотно вошел в повседневную действительность, что, по-рассказам, тут даже сдаются специальные экзамены и выдаются права на управление велосипедом. Естесственно, что при такой концентрации велосипедов на улицах нередки случаи угонов и краж. Посему, амстердамцы особо не парятся о внешнем виде и "навороченности" своего велика - чем более дряхлым и пошарпанным он выглядит, тем меньше вероятность с ним расстаться досрочно и не по собственной воле.
Совсем старые велы же часто заканчивают свой век, будучи прикованными к какой-нибудь парковой ограде или мосту (или вообще - в одном из городских каналов). Городоские службы в центральных районах пытаются отслеживать брошенные велосипеды наклеивая на них стикеры различных цветов и последующей эвакуацией.
Довольно прикольно наблюдать, как люди утром едут в офис на работу на велах: мужчины в костюмах с галстуками, молодые девушки с детьми на сиденьи в деревянном кузове велосипеда, бабули с собачками. По дороге можно выпить кофе, поговорить по телефону или пообщаться с коллегой-попутчиком. Некоторые даже умудряются почитать газету :)
Встретился нам и такой утко-экземпляр.
Про машинки
Конечно же, в городе много и автомобилей. Однако, из-за узости старых улочек и постоянной нехватки парковочных мест жители предпочитают машинки поменьше. Маленькие фиатики, мини куперы и матизы всех мастей - наиболее удобны в тесноте городской суеты. Мы также видели какое-то подобие мотокаляски размером, наверное, с кресло. Им даже по велодорожкам разрешено передвигаться - и дождь не страшен!
Пара слов о парковке. Ну, с велосипедами вроде все понятно - его можно оставить практически везде, где есть, к чему его приковать (за исключением мест, где сие запрешено специальными знаками). С автомобилями же дело обстоит несколько сложнее. К слову, каналы вдоль улиц не имеют никаких заграждений, поэтому, с легкостью можно туда въехать или войти при отсутствии должной внимательности. То, как паркуются местные - это просто шедевр! Как минимум дважды нам пришлось наблюдать за процессом параллельной парковки в такие дыры, куда я и не подумал бы даже соваться. В обоих случаях это был высший пилотаж с успешным безаварийным финалом и в обоих случаях за рулем были женщины!!!
Плавсредства
Непердаваемое очарование придаёт городу огромное количество понтонов и барж, переоборудованных когда-то под жильё. К слову, такие "дома" являются здесь самой дорогой, элитной недвижимостью. При всем неудобстве и дороговизне такого быта, популярность жизни на воде здесь крайне высока. Лодочки, особенно в центральных районах, всегда очень уютно обставлены, изобилуют цветами и уютными лавочками-креслами. Многие из них переоборудованы в музеи и галереи. Понтоны на бетонном основании остаются на своем месте, тогда как жилища на базе лодок и барж должны раз в несколько лет проходить сертификацию по безопасности. Кажется, в 70-х годах ввоз новых лодок под жилье в Амстердам был запрещен властями.
Районы, кварталы
Форматом нашего тура было посещение мест по маршруту из "Оранжевого гида" без захода в музеи. Мы просто гуляли по городу, наслаждаясь интересными местами, странными покосившимися домиками, каналами, цветами (коих здесь превеликое множество) и интересными историями из путеводителя.
Оказывается, нависающие фасады домов - не результат подвижек от старости. В Амстердаме недвижимость всегда была очень дорогой, особенно высоки были налоги для строений, фасадами выходящих на каналы. Поэтому, довольно часто здесь можно встретить дома шириной чуть больше окна. Нависание домов над тротуаром - тоже уловка архитекторов: дома строились так нарочно, чтобы увеличить площадь верхних этажей. Такая теснота, безусловно, накладывает свои отпечатки на быт - каждый дом в районе крыши оснащен специальным подъемным крюком с блоком, чтобы можно было заносить массивные предметы интерьера и другие грузы на верхние этажи.
В центре города есть несколько интересных районов: еврейский квартал, китайский квартал, райончик, захваченный в свое время бомжами и разбитными студентами - очаг уличной субкультуры, красные фонари опять же.
Поскольку в этой записи фотографии только первого дня нашего путешествия, про красные фонари и кофешопы здесь не будет :)
Зверики
В Амстердаме на улицах довольно часто встречаются коты и кошки. Что сразу бросается в глаза - это габариты, они довольно крупные.
Есть здесь, также, и зоопарк. А мы любим зоопарки. Наша страсть к ним началась с Будапешта и Праги и теперь все последующие зоопарки мы сравниваем с этими двумя.
В первый день, накрутив пятилетку за три года дневную норму до обеда, мы отправились в Артис.
Хоть и занимая не самую большую для зоопарка территорию, этот оказался очень уютным. Отдельно хочется отметить, что тут все сделано для детей - все можно потрогать, покрутить, понажимать. К некоторым зверюшкам можно даже подойти на расстояние вытянутой руки. Чистые газончики, игровые площадки, ларьки с мороженым и т.д.
Контингент фауны тоже вполне впечатляющий: вольеры с птицами, кошки, слоны, обезьяны, жирафы, пингвины и даже небольшой океанариум.
Нам тут понравилось, но сил не осталось совсем. Поэтому мы скоренько сворачиваемся и бежим искать уютную кафешку, где можно вкусно покушать и выпить пива на сон грядущий.
Про еду
В каждой стране надо пробовать национальную кухню, иначе погружение будет не полным. В Голландии обязательно надо попробовать местную селедку. Ее продают в небольших ларечках на улице и на пляжах и едят либо прямо без всего, либо в булочке с лучком и колечками соленого огурчика. Гуляя по городу мысль о селедочке не покидала Таньку ни на минуту и, как только такой ларечек попал в поле зрения, селедка была тут же куплена и заточена. Очень хороша селедочка!
Завтра предстоит не менее шебутной и насыщеный день.