28. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
1) СДЕЛАТЬ НА__ЗЛО 2) В__ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО 3) БЕЗ__УДЕРЖУ 4) В__ПРОДОЛЖЕНИИ РОМАНА 5) В__СЛЕД ЗА ПИСАТЕЛЕМ
29. Определите раздельное и дефисное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньм написанием.
30. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний. Заштрихуйте клетки, соответствующие примерам со слитным написанием слов.
1) От__того, кто много обещает, многого и ждут. 2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле. 3) Не берись за__то, чего не умеешь делать. 4) Произошло то__же, что и вчера. 5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно
ПУНКТУАЦИЯ
31. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
1) Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его. 2) Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона. 3) Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье. 4) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка. 5) Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.
32. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых выпоставили запятые.
1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал. 2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека. 3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды. 4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки. 5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.
33. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
1) Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим уступала мужу в жестокости. 2) Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана. 3) Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер. 4) Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать? 5) Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.
34. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
1) Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте. 2) Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов. 3) В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени. 4) Нечего сидеть__сложа руки, работать надо! 5) Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.
35. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
1) Погода была тихая__и пруд словно заснул. 2) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём. 3) Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица. 4) Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья. 5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи, сувениры.
36. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. 2) Он не понял__одобряют ли его решение. 3) Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня. 4) Да ты уж расскажи всё__как есть. 5) Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.
37. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
1) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи. 2) Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника. 3) Я долго смотрел__как тлели угли костра. 4) Голос у неё звенел__как у семилетней девочки. 5) Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.
38. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили двоеточие.
1) Прилетели зяблики__лес ожил. 2) Я был готов любить весь мир__меня никто не понял. 3) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. 4) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана. 5) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.
39. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы. 2) Было__знаете__очень жарко. 3) Всё получилось и__притом_замечательно. 4) Ему никто__наверное__не был нужен. 5) Счастье__казалось__таким огромным.
40. Поставьте, где нужно, запятые в предложении. Заштрихуйте клетки, соответствующие номерам тех позиций, где вы поставили запятые.
Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вeccнним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
41. Определите место ударения в словах. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ударением на втором слоге.
42. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
1) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески. 2) В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы. 3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. 4) Создавая ценности, человек обновляет себя. 5) Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.
43. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
1) Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице. 2) Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад. 3) Ее любовь к детям была подобна безумию. 4) Артист был удостоен высокой наградой. 5) Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.
44. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса. 2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять. 3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи. 4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля. 5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.